Вопросы о Рождестве

Позвольте обратиться к Вам с несколькими вопросами по теме «Рождество». Меня, в частности, интересует ряд моментов, касающихся поездки родителей Иисуса в Вифлеем.
Как известно, свадебный ритуал в древнееврейском обществе состоял из трех частей: обручение (киддушин), заключение брачного договора (кетуба) и брачный пир. По еврейскому законодательству, обрученная девушка меняла свой гражданский статус, но полноправной женой она пока не становилась, а лишь принадлежала обручившему ее мужчине без права поддерживать интимные отношения до брака и переходить в дом жениха. Она была обязана оставаться в доме отца до назначенного срока. Несмотря на это, первые же строки Евангелия вступают в противоречие с еврейским религиозным правом: Лк.2:4-5: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, ОБРУЧЕННОЮ ему женою, которая была беременна». Мф.1:18 «Рождество Иисуса Христа было так: ПО ОБРУЧЕНИЮ Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее».

Здравствуйте, меня зовут Михаил Павстюк, я постараюсь коротко ответить на ваши интересные вопросы.

1) В тексте сказано, что Иосиф и Мария были лишь обручены, т.е. кетубы еще не было. Как в таком случае она могла покинуть отцовский дом и всё это время сожительствовать с Иосифом?

Библия не говорит, что они сожительствовали. По крайней мере, в современном представлении, это означает вступить в интимную связь до бракосочитания, что не допустимо для правоверных иудеев того времени. Евангелие четко говорит: “Но он не прикасался к ней до тех пор, пока она не родила Сына. Он назвал Его Иисусом”. (Мф 1:25)

При этом Мария юридически становилась полноправной женой Иосифа со второй стадии брачного завета “обновления завета”, даже если свадебный пир – третья стадия еще не наступили. Но, действительно, именно с третьей стадии супруги начинали жить вместе во всех смыслах. Это значит следующее.

Вероятно, что к моменту путешествия в Вифлеем свадебный пир уже состоялся, просто об это евангелия ничего не сообщают. Об этом свидетельствует следующий отрывок: «Иосиф, пробудившись ото сна, поступил так, как велел ему ангел Господень: взял Марию как жену к себе в дом» (Мф 1:24) Был только один легальный способ взять Марию к себе в дом — пир, третий этап брачного завета.

2) По законам Торы, независимо от того, хотел или не хотел Иосиф отпустить Марию, он не мог это сделать тайно. Он обязан был ее огласить, ибо сокрытие греха — то же, что соучастие в нем. В этом случае рожденный ею ребенок, по еврейским законам, считался бы незаконнорожденным, и все дальнейшие истории, описанные Евангелием, просто не могли в Израиле произойти. Так незаконнорожденный (мамзер) не мог вместе со всеми детьми изучать Тору в религиозной школе и, тем более, посещать Храм в Иерусалиме. Но в Евангелие мы наблюдаем обратную картину. Как это объяснить?

Вероятно это можно объяснить ответом на первый вопрос. Свадебный пир мог состояться на ранних сроках беременности до путешествия в Вифлеем. В таком случаем беременность Марии не бросалась в глаза и никто ничего не заподозрил. Иосиф взял ее к себе в дом, но не имел с ней интимной связи до родов, а это уже их личное дело, общественности не открытое.
«Иосиф, пробудившись ото сна, поступил так, как велел ему ангел Господень: взял Марию как жену к себе в дом». (Мф 1:24)

Иосиф поступил, как ему велел ангел, поэтому Закона не нарушил, исполняя повеление Господа.

3) Как на последнем месяце беременности Мария могла проехать на осле из Назарета в Вифлеем 130 км? Ввиду того, что средняя скорость путешественника на осле составляет 20 км в день, поездка из Назарета в Вифлеем занимала около 7 дней. Беременность снижает скорость движения почти в 2 раза. Тяжело представить женщину на позднем сроке беременности верхом на осле, проходящую такое большое расстояние. Высокий риск выкидыша.

В этом вопросе есть предпосылки истинность которых неизвестна: 1. Мария на последнем месяце беременности. 2. Они ехали на осле.

Известно следующее: «Он пошел на перепись с Мариам, своей нареченной, которая была беременна. И когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить». (Лука 2:5-6)
Библия не сообщает на каком месяце Мария была беременна и это совершенно не обязательно последний месяц беременности. Библия не сообщает, что они ехали на осле, это мог быть и верблюд и лошадь или вообще пеший поход. Пеший поход наиболее вероятен, потому животные могли оказаться Иосифу-плотнику не по карману, хотя это тоже лишь предположение. Они могли прийти в дом отца Иосифа в Вифлееме и жить там еще несколько месяцев, до тех пор пока Мария родила и продолжать оставаться там до побега в Египет. Поскольку это был родной город Иосифа там было много его родни. Обязанность каждого еврея принимать своих родственников, как дорогих и любимых гостей с известным еврейским гостеприимством. История о том, что им пришлось в попыхах искать ночью ближайшую пещеру для родов, очень преувеличенна и раздута современной Рождественской традицией.

Вот что точно известно:

«Она родила Сына-первенца, спеленала его и положила в ясли — кормушку для скота, потому что в гостинице места им не нашлось». (Лука 2:7)

Многие переводчики переводят греческое слово «каталима» как гостиница, но это не совсем соответствует истине. В маленькой деревушке Вифлеем нет особых достопримечательностей, чтобы строить там гостиницу и принимать туристов. Верный перевод «гостиная» или «жилище». Еврейские дома состояли из двух или трех этажей. На первом было подсобное помещение, в котором хранилось хозяйство, а на ночь заводились домашние животные, которые ночью обогревали дом своим теплом. На втором этаже была комната «жилище» или «гостиная» в которой ночевали всей семьей родители и дети и даже дорогие гости. Поскольку роды процесс особый и нечистый с точки зрения Закона. То в гостиной Марии места не нашлось, пришлось спуститься рожать на первый этаж туда, где ночью были и животные и кормушка для скота, в которую и положили спеленутого Младенца. Именно туда пришли пастухи в ночь, когда Марии пришло время родить.

4) Как родственники с обеих сторон могли отпустить беременную женщину в столь непростое и длительное путешествие?

Как описано выше, Иосиф уже взял Марию к себе в дом, и сам полностью нес за нее ответственность, не спрашивая родственников. Кроме того, срок беременности на котором находилась Мария не известен — это не обязательно 9-й месяц, как я уже сказал.

5) Что заставило Марию накануне родов отправиться за 130 км в Вифлеем? Перепись? В Римской империи периодические переписи населения проводились для налогообложения. Однако женщины занимались лишь дом.хозяйством, налоги с трудовой деятельности платили мужчины? Зачем Иосиф взял с собой Марию, тем более не являвшуюся на тот момент его полноправной женой, а лишь обрученной? Но даже если бы она была его фактической женой, неужели он не мог прийти один и записать ее данные вместе со своими? А если бы она была при смерти, он бы её тоже взял с собой? Перепись длилась не одну неделю. Неужели он не мог отправиться в Вифлеем за неделю до или после родов Марии?

Думаю ответ на это вопрос находится в ответах на предыдущие вопросы. Мария, как верная жена, решила поддержать Иосифа и отправиться в путь с добрым и смиренным человеком, который не стал предавать огласке ее беременность. С момента, как он взял ее к себе в дом, она полностью принадлежала ему, ибо «двое станут одной плотью». Еще раз: нам не известно на каком месяце беременности была Мария. Конечно, если ей вот-вот рожать смысл срываться и торопиться в Вифлеем отсутствует. Женщина же на третьем-пятом месяце беременности может свободно передвигаться, особо не ощущая каких-то сильных ограничений. Знаю это по своей жене, она и на 39 неделе «бегала» по городу вместе со мной по неотложным делам.

Много логических несостыковок. Буду признателен, если поделитесь своими умозаключениями.

Логические несостыковки исчезают, когда появляются верные данные. Так что в этой чудесной Рождественской истории все логично и ясно. Спасибо за ваши вопросы. Надеюсь встретиться лично и еще пообщаться еще о многом интересном лицом к лицу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Scroll to top